Литературно-художественный альманах

Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.

"Слово к читателю" Выпуск первый, 2005г.


 

 Выпуск восьмой

 Рецензии

 Я не читаю рецензий на свои книги – я измеряю их длину.

Джозеф Конрад

Ирина Маркова

О НАРОДНЫХ МИФАХ И СИМВОЛАХ ВРЕМЕНИ

(отклик на роман С. Василенко «Дурочка)

Казалось бы, творчество А. Солженицына и А. Рыбакова помогли русскому народу «отболеть» душой за все былые бесчинства сложной нашей истории, однако вновь и вновь возвращается душа русского человека к неизбывной своей боли.

И Светлана Василенко опять бередит память своим романом-житием «Дурочка», выбрав для сюжета смутные тридцатые годы и, проследив судьбу своей главной героини, заглядывает в последующие десятилетия.

А потому этот роман отозвался в сознании читателей как хлёсткая пощёчина за стыдные эпизоды, пережитые страной.

Шашки гражданской войны, равно и НЭП, НКВД, Великая Отечественная война и даже перестройка безжалостно полоснули судьбы многих людей России. «Всё смешалось в доме Облонских» – звучит как опереточная пародия на великое смятение, вздыбившее Россию…

Роман С. Василенко особо ценен оттого, что касается нарочито какого-то одного исторического периода и выразительными символами подчёркивает исторические факты. Например, описывая памятник Ленину, стоящий по колени среди тюльпанов, автор создаёт незабываемый образ – вождь по колени в крови, о чём кто только теперь не наслышан, и потому нет нужды описывать его, живого. Хватит и памятника среди алых цветов.

Чтобы помнили.

Чтобы не повторяли ошибок.

Персонажи в романе прорисованы так чётко, они так типичны, что превращаются в символы времени; Тракторина Петровна, которая правит жутким детским домом с изощрённым садизмом – тому свидетельство.

«Дурочка» – роман-фантасмагория. В нём сживаются и врастают друг в друга народные мифы и реальности, напоминающие злой кошмар. Например, обыгрывается образ русалки – как известно, на Руси считалось, что в русалок превращаются девушки, утонувшие перед назначенной нежеланной свадьбой. С помощью мифов создаётся некий противовес народного начала привнесённой чуждой народу советской реальности.

Особо подчёркнут в романе общечеловеческий, нравственный контекст, причём опять же через яркие, впечатляющие образы: «младенец, плывущий в малиновой колыбели на плоту по течению реки», «сторож, который рубит дерево, на коем сидит ребёнок», «три плачущие девочки – Вера, Надежда, Любовь», «солнце, переливающееся в серебряных рыбках, от которого в глазах щекотно», страшная история, оканчивающаяся словами «отдай моё сердце, девочка». И множество других…

Множество в романе библейских и евангельских сюжетов-противопоставлений ужасающей реальности.

«Блаженны нищие духом» – читаем в «Святом Писании», но ведь главная героиня романа Ганна, в своём отсталом развитии, и есть именно «скудная разумом», а потому и «блаженная духом», в одиночку противостоящая прочим отрицательным персонажам.

Интересен метод, избранный автором: нравственно-мифологическая тема – как бы главный стержень повествования, пронзающий отрицанием всё, что происходит в той далёкой советской действительности.

Роман наводит на размышления.

Задумываюсь: когда и «кому на Руси жилось хорошо». В любой стране, при любом режиме и власти есть дурные стороны, вызывающие отрицание. Думается, в России процесс недовольства всегда справедлив и притом бесконечен. И суть романа в том, что только чистый и светлый человек способен изменить окружающий мир, лечить его, как Ганна лечит всех страждущих и порочных, с которыми сталкивает её жизнь. И всё же «блаженная» Ганна уйдёт, а мир останется больным, каким был и будет.

Роман «Дурочка» – полная противоположность литературе о «кремлёвских жёнах» и прочем гламуре.

Творчество С. Василенко ещё раз подсказывает, как страшно знать, что Россия продолжает жить, лелея свои наивные мечтания.

Август 2008г